СБОРКА САМОЛЕТА С СМЕШАННОЙ КОНСТРУКЦИИ В УСЛОВИЯХ. СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Наиболее типичным для самолетов смешанной конструкции яв— ляется спортивный самолет С — биплан.- который имеет фюзеляж,) сваренный из хромомолибденовых труб, деревянные крылья, дуралю — миновое оперение и полотняную обшивку.
При среднесерийном производстве сборку начинают •с установки отдельных деталей и агрегатов самолета на фюзеляж, на котором, как на основном базисном агрегате самолета, начинают в определенной последовательности монтировать все остальные агрегаты самолета и его оборудования.
Основные этапы сборки:
1. Установка шасси.
2. Установка моторамы.
3. Установка центроплана и развертывание стыковых отверстий (для установки крыльев) в узлах центроплана и фюзеляжа.
4. Весь внутренний монтаж («начинка»).
5. Установка мотора и всей арматуры.
6. Проводка электрооборудования.
7. Установка органов управления самолетом и приборами.
8. Обтягивание полотном и окрашивание фюзеляжа.
9. Установка капотов и обтекателей.
10. Окончательная сборка и регулировка самолета.
Первые три монтажа наиболее ответственные, трудоемкие и сложные. Чтобы достигнуть быстроты монтажа и обеспечить взаимозаменяе-
Фиг. 325. Приспособление для установки и подгонки кабанов центроплана. |
мость, необходимо применять несколько специальных и дорогих приспособлений.
В качестве примера рассмотрим сборку при условии среднесерийного производства с программой выпуска 897 самолетов в год.
Производство самолетов—175—29
Работы, выполняемые на стенде № 1
|
Работа вне основного конвейера. Стенд Ms 7. Сварную ферму фюзеляжа (фиг. 323), обдутую песком и защищенную антикоррозийным покрытием, подают на стенд № 1. Развертывают отверстия в узлах фюзеляжа для ног шасси, затем ставят фюзеляж в специальное приспособление (фиг. 324) в перевернутом положении, чтобы облегчить дальнейшую работу, так как верхние лонжероны служат базисной поверхностью. Здесь же расчаливают фюзеляж и подгоняют мотораму. Порядок работ указан в габл. 72.
Стенд Ms 2. Подгоняют и устанавливают кабаны центроплана и развертывают стыковые отверстия для установки крыльев.
Эти работы выполняют в стационарном специальном приспособлении (фиг. 325), так как это дает возможность ускорить работу и обеспечивает взаимозаменяемость. Порядок работ приведен в табл. 73.
Таблица 73 Работы, выполняемые на стенде № 2
|
Дальнейшая сборка может происходить на основном конвейере, так как стационарные приспособления более не нужны. Работы, выполняемые на конвейере, перечислены в табл. 74, причем на фиг. 326— 344 показан ‘.порядок монтажа агрегатов; агрегаты, устанавливаемые на данном стенде, изображены сплошными линиями, а ранее смонтированные части — пунктиром.
Таблиц^ Работы, выполняемые на конвейере АН |
||
■ Л О. і с |
Выполняемая работа |
1 ! |
X |
||
Стенд JV; 3 (фиг. 326) |
||
1 |
Установить нервюры на центроплан………………………………………………. |
гН |
2 |
Поставить балки сиденья с подъемником……………………………………….. |
|
3 |
.> костыль, масленку и ограничитель троса костыля. |
|
Стенд JV? 4 |
||
1 |
Установить и приклепать нервюры на ногах шасси…………………………. |
2 11 |
2 |
Поставить горизонтальную трубу ручного управления…. |
2| |
3 |
* первую и вторую качалки и тяги ручного управ- |
|
лення………………….. ,………………………………………………………………………….. |
2«] |
|
Стенд № 5 (фиг. 327) |
||
1 |
Поставить пол………………………………………………………………………… |
2 Ш |
2 |
і> штепсельную розетку обогрева……………………………… |
і и |
3 |
ь кронштейн аэропланшета……………………………………………… |
1 ж |
4 |
>> распределительную коробку электросети…………………………… |
і Я |
5 |
»> сумку для переносных ламп………………………………………………. |
I 3 |
Стенд № 6 |
• |
|
1 |
Поставить все хомуты………………………………………………………………… . |
2 1 |
2 |
» электропроводку в фюзеляже………………………………………………. |
3 I |
Стенд № 7 (фиг. 328) |
I |
|
1 |
Поставить переднюю перегородку…………………………………………………. |
2 |
2 |
ь ушки для тягача’…………………………………………………………… |
1 |
3 |
>> предохранительный тросик………………………………………………… |
1 |
4 |
л хомуты маслобака…………………………………………………………. |
1 |
5 |
» арматурную доску…………………………………………………….. |
2 |
6 |
»> пусковое магнето………………………………………………. |
1 |
7 |
і) панель для ванночки аккумулятора……………………………………… |
2 |
Стенд № 8 |
||
1 |
Пригнать задние стенки, профили и петли………………………………………. |
2 |
2 |
Поставить диафрагмы…………………………………………………………………… |
I |
3 |
о верхнюю качалку……………………………………………………………… . |
1 |
4 |
» тяги управления элеронами…………………………………………… |
|
5 |
Металлизировать ручное и ножное управление………………………………. |
|
6 |
Поставить сиденье…………………………………………………………………….. • |
|
7 |
* предохранитель под спинку………………………………………………….. — |
|
-Щи:— %/г ~
t те Си а> с ° х £§ 1 2 3 4 5 б 7 1 2 3 4 5 1 2 3 4 I 2 3 4 5 6 1 2 3 4 454 |
Щ 2 I I I I 1 2 2 I I 1 2 I 2 I 2 1 1 1 2 2 1 1 1 4 |
Выполняемая работа
Стенд Jft 9 (фиг. 329)
Подогнать и поставить тормозные колеса……………………………………………
Поставить хомуты крепления кислородного баллона…………………………
а ракетницу …………………………………………………………………….
» сектор жалюзи………………………………………………………………………
# хомуты радио и переходные коробки……………………………..
» амортизатор сиденья…………………………… ………………………………
» хомуты крепления ремня, ремень и спинку….
Стенд Л» 10
Поставить заднюю стенку и профили……………………………………………….. і
і> тормозное оборудование и отрегулировать его • . . |
Оборудовать ручку (поставить гибкий шланг)…………………………….. t
Провести трубку указателя скорости……………………………………………. |
а провести проводку от трубки Вентури ………. )
Стенд № 11 (фиг. 330)
Пригнать и поставить противопожарную перегородку……………………….
Поставить две кабинных лампы и штепсельную розетку. . . .
Соединить провода освещения…………………………………………………………. ,
Поставить на верхний лонжерон профиль…………………………………………. |
Стенд № 12 (контрольный)
Осмотр самолета техническим контролем…………………………………………
Стенд Л* 13 (фиг. 331)
Поставить масляный бак………………………………………………………………….
а заливочный бачок……….. •. . "………….
а фильтр………………… …………………………….
* манометр для кислорода……………………………………………….
а > бензобак………………………………….
а шпангоуты нижней части фюзеляжа. …………………………….
Стенд № 14
Поставить ленты под бензобак………………………………………………………….
а сливной и пожарный краны…………………………………………………….
а управление пожарным краном……………………………….. • •
л шпангоуты боковой части………………………………………. * ‘
Фиг. 332. Стенд № 15.
[‘ У I |
І0Н 1 Ш] ‘
Фиг. 334. Стенд № 24
Aft опера — | дни |
Выполняемая работа |
|
Стенд № 22 |
||
і |
Подогнать и установить облицовку 4 (фиг. 333) передней ча- |
|
сти капота…………………………………………………………………………………………. |
4 |
|
2 |
Склепать облицовку………………………………………………………………………. |
г |
3 |
Подогнать и установить направляющие козырька…………………………… |
і |
4 |
Установить козырек пилота -………………………………………………………….. |
і |
Стенд Aft 23 |
||
1 |
Подогнать и поставить среднюю часть капота 5 (фиг. 333) . |
4 |
2 |
Подогнать и поставить нижнюю часть капота…………………………………. |
2 |
3 |
Склепать среднюю и нижнюю части……………………………………………….. |
|
Стенд № 24 |
||
1 |
Подогнать и установить верхнюю часть капота 2 (фиг. 334). |
4 |
2 |
» * » боковые крышки………………………………………………. |
|
3 |
» л » среднее кольцо капота……………………………………………………. |
1 j |
4 |
Склепать капот……………………………………………………………………………….. |
4 |
Стенд № 25 (фиг. 335) |
||
1 |
Обтянуть фюзеляж полотном………………………………………………. |
4 1 |
2 |
Обшить костыль кожей………………………………………….. |
1 j |
3 |
» передние борта кабины………………………………………….. |
2 |
4 |
» крепление плечевых ремней………………………………. |
1 1 |
5 |
Снять весь капот для окраски………………………………………………………… |
1 |
Стенд Л1 26 |
||
і |
Покрыть фюзеляж бесцветным эмалитом (три раза) . . |
1 |
2 |
» фюзеляж цветным эмалитом (два раза)…………………………………. |
f 1 |
3 |
Нанести опознавательные знаки……………………………………. |
I |
4 |
Окрасить остальную часть фюзеляжа……………………………….. |
I |
І с © 5 |
Выполняемая работа |
1 Количество рабочих |
Стенд № 27 |
||
1 |
Установить стабилизатор 7 (фиг. 336)…………………………………………….. |
3 |
2 |
» киль 2 ………………………………………………………………………………….. |
3 |
Стенд № 28 |
||
1 |
Установить руль направления 3 ……………………………………………………… |
2 |
2 |
» руль ВЫСОТЫ 4 ……………………………………………………………….. |
2 |
3 |
» обойму на киль………………………………………………………………….. |
1 |
Стенд № 28а (вспомогательный) |
||
1 |
Уложить верхние плоскости при помощи специального приспо- |
|
собления……………………………………………. . . ………………………………………… |
4 |
|
2 |
Уложить нижние плоскости (фиг. 337), поставив козелки под |
|
верхние и нижние крылья………………………………………………………………….. |
4 |
|
3 |
Вставить стойки и закрепить расчалки в узлах………………………………… |
4 |
4 |
Опустить раму; зажать рамой крылья и закрепить свободные |
|
концы расчалок, пользуясь специальной рамой для коробки |
||
крыльев………………………………………………………….. ……………………………… |
4 |
|
5 |
Поднять краном крылья и отвести на стенд JV« 29 (фиг. 338) . |
4 |
Стенд № 29 |
||
1 |
Подвести домкраты под фюзеляж и хвостовую часть, поднять |
|
фюзеляж……………………………………………………………………………………….. |
4 |
|
2 |
Вставить отвесы; установить в кабине линейки с ватерпасами. |
4 |
3 |
Установить фюзеляж в линию полета (фиг. 339)……………………………… |
4 |
4 |
Опустить коробки крыльев; освободить раму после предвари- |
|
тельного натягивания расчалок…………………………………………………………. |
4 |
|
5 |
Отвести раму на вспомогательный стенд…………………………………………. |
4 |
6 |
Состыковать крылья (фиг. 340)……………………………………………………… |
4 |
7 |
Присоединить расчалки. ……………………………………………………………….. |
4 |
8 |
Предварительно натянуть ленты-расчалки (фиг. 341)………………………. |
4 |
9 |
Отрегулировать полукоробки……………………………………………………… . |
4 |
to |
Проверить натяжение лент-расчалок и показания индикаторов. |
4 |
И |
Откатить самолет от регулировочных ферм (фиг. 342)……………………. |
4 |
Фиг. 337. Стенд jNs 28а — второй переход. |
1 Соединить управление элеронами и хвостовым оперением и
отрегулировать………………………………………………………………………………….. 4
2 Затянуть и законтрить гайки стоек и стыковых болтов…. 4
3 Законтрить ленты-расчалки и поставить на крестовины и обтекатели .. 4
4 Поставить зеркало обзора……………………………………………………………………. 4
5 а термометр на стойку……………………………………………………………. 4
6 а приемник Пито……………………………………………………………………. 4
7 , а трубки Вентури…………………………………………………………………… 4
8 Предъявить регулировку техническому контролю…………………………………. 4
Стенд № 31 (фиг. 343)
1 Установить обтекатели в стыковых крыльях
2 I Установить обтекатели на стойках………….
3 і а л а оперении. . . .
4 1 л а а колесах………….
Стенд № 32
1 І Окончательно поставить капоты
2 1 >> а крышки люков…………..
3 а А переходы на крыльях.
4 і а а боковые люки фюзеляжа
5 1 Приклепать капоты, крышки, переходы и люки.
6 Поставить винт………………………………………………… .
Стенд № 33 (фиг. 344)
Предъявить самолет техническому контролю и контролю заказчика..
Устранить обнаруженные контролем дефекты………………………………….
Выпустить самолет для испытания в воздухе………
Фиг. 345. План сборочного цеха. |
Сборка и регулировка самолетов производится в сборочных цехах. На фиг. 345 представлен один из вариантов плана сборочного цеха с одноручьевым прямолинейным движением производственного потока — На разрезе (фиг. 346) показана малярная камера с вытяжной трубой.
При крупносерийном производстве объем работ в цехе окончательной сборки значительно меньше, чем в рассмотренном примере, так как монтажные работы по агрегатам выполняют в монтажно-фюзеляжном и крыльевом цехах. Равным образом, благодаря значительному увеличению количества приспособлений, шаблонов и агрегатных станков для чистовой обработки стыков в фюзеляжном, фюзеляжно-монтажном, крыльевом и шасси-рамном цехах, отпадают подгоночные работы. В цех окончательной сборки фюзеляж поступает с установленным шасси и костылем, с полным внутренним оборудованием и полностью выполненными обойными и малярными работами.
Для примера рассмотрим процесс поточно-конвейерной сборки самолета С при условии изготовления 4912 самолетов в год.
Приняв, что цех работает в 2 смены по 8 час. в течение 307 дней, получим годовой календарный фонд времени 2 X 8 X 307 = 4912 час. Разделив этот фонд времени на количество выпускаемых самолетов, получим, что ритм выпуска составит 1 час. Следовательно, применяя одноконвейерную линию сборки, надо так диференцировать операции, чтобы суммарная продолжительность операций, выполняемых на каждом стенде, была равна 1 часу.
Объем работ цеха окончательной сборки будет следующим:
1) установка мотора с моторамой на самолет;
2) навешивание и регулирование крыльев и хвостового оперения;
3) ічонтаж моторных проводок;
4) домонтаж оборудования и управления самолета.
Стыковка моторамы. Чтобы возможно большее количество
операторов могло работать на каждом стенде, не мешая друг другу, самолет в отношении монтажа разбит на четыре зоны: переднюю часть, крылья, кабину и хвостовую часть. Таким образом на каждом стенде можно работать во всех этих зонах. В табл. 75 перечислены работы, которые выполняют на стендах № 1—3.
Все операции, выполняемые на стенде № 3, состоят из отдельных переходов. В качестве примера рассмотрим более детально процесс установки мотора воздушного охлаждения на самолет С в условиях крупносерийного производства.
Мотор, предварительно подготовленный к установке, с моторамой, на специальной тележке или тельфером по монорельсу подводят к стенду установки мотора. Затем, перемещая тельфер по монорельсу и поднимая или опуская мотор, подводят четыре узла крепления моторамы к узлам фюзеляжа для совмещения стыковых отверстий, в которые легкими ударами молотка вводят бородки. Вынимая бородки один за другим, конусной разверткой развертывают начисто отверстия, причем проверяют их конусной пробкой-калибром В развер-
Пронзводство самолетов—175—30
Работы, выполняемые на стендах № 1—3
|
нутое отверстие посредством легких ударов молотка вводят медный бородок. По окончании развертывания всех четырех отверстий мотораму отводят от фюзеляжа, зачищают заусеницы и очищают узлы от опилок и масла. Очищенные узлы смазывают техническим вазелином и окончательно стыкуют мотораму.
Окончательную стыковку моторамы производят следующим образом: стыкуемые узлы моторамы подводят к узлам фюзеляжа до совпадения отверстий и, заколачивая легкими ударами молотка медные конусные бородки, добиваются полного совпадения отверстий. Затем, выбивая поочередно медные бородки, ставят в отверстия конусные болты, предварительно покрытые техническим вазелином, заколачивая их легкими ударами молотка. Потом надевают шайбы, навинчивают корончатые гайки, затягивая их до упора, сверлят отверстия для шплинтов и ставят их.
После прикрепления моторамы в основных четырех точках ее укрепляют к узлам фюзеляжа при помощи двух дополнительных верхних
4С 7
подкосов; каждый подкос закрепляют одним цилиндрическим бот надевают шайбы, навинчивают корончатые гайки, просверлив отверстия и ставят шплинты.
После окончания стыковки крюк тельфера опускают, ослабляв тросы и тельфер отводят от конвейера.
Описанный метод установки мотора применяют в крупносерий производстве при почти полной взаимозаменяемости моторам и фи ляжей.
Выражение «почти полной взаимозаменяемости» применено всл ствие того, что соединение конусными болтами не является полное* взаимозаменяемым, так как у стыка ушка с вилкой получается «с пенька»; поэтому такое соединение при стыковке всегда требует полнительной обработки, например, чистовой разверткой. Одна| отказаться от такого соединения не всегда возможно, особенно в случаях, когда вследствие больших переменных нагрузок люфт допустим, так как происходит разбалтывание соединения и возникав необходимость подтягивать конусные болты.
Перечень работ, выполняемых на последующих стендах, привед в табл. 76.
Таблица 73 <
Установить самолет в линию полета Отрегулировать коробку крыльев.
Стенд № 5 (фиг. 351)
Поставить каркас капота мотора……………………………………………………..
Соединить, отрегулировать руль поворота с тросами ножного управления и поставить ограничитель ножного управления. . . Соединить тягу руля глубины и отрегулировать управление
рулем глубины…………………………………………………………..
Поставить обтекатели на муфтах лент-расчалок………………………………
Стенд № 0 (ф и г. 352)
Поставить обтекатели на стойках крыльев………………………………………
Соединить металлические массы стабилизатора ч киля с фюзеляжем
Поставить хвостовой огонь на руле поворота и включить в сеть
проводку хвостового огня…………………. _…………………………………………..
Домонтаж бензопровода между мотором и баком……………………………
JiWtO— Ol 4k ЫЫ — CC tO -* •£» W tO ~ Сл-б-wtc— СЛ ^0JN3 |
Соединить тяги управления элеронами и отрегулировать
управление элеронами……………………………………………………………………….
■Установить уточки на лентах-расчалках………………………………………..
Соединить слой металла крыльев с фюзеляжем………………………………
Поставить на верхних крыльях навигационные опт и включить в общую электросеть их проводку и проводку обогрева
трубки Пито……………………………………………………………………………………… •
Поставить щелевые обтекатели на киле н стабилизаторе. . .
Стенд № 8 (фиг. 354)
Поставить зализы фюзеляжа и нижнего крыла…. Присоединить проводку зажигания от пускового магнето
Установить обтекатели подкосов стабилизатора……………………
Поставить винт на вал мотора и проверить…………………………..
•> обтекатель втулки винта…………………………………………….
Стенд № 9 (ф и г. 355)
Поставить тягу подогрева карбюратора………………………………..
-> тягу управления жалюзи и отрегулировать <> щелевой обтекатель верхних крыльев. . . <> обтекатель на трубку Пито…………………………………………………………………………………….
Стенд Л» 10 (ф и г. 356)
Поставить тяги управления газом и отрегулировать его
Проверить под током всю электропроводку…………………………
Поставить капот НАКА……………………………………………………….
Стенд № 11 (фиг. 357)
Продолжить проводку от баллона сжатого воздуха и соеди-
j нить ее с мотором………………………………………………………………………………..
Поставить вал тахометра………………………………………………………………..
( Оклеить миткалевой лентой обтекатели лент-расчалок и стоек
крыльев……………………………………………………………………………………………
Оклеить миткалевой лентой обтекатели хвостового оперения
и подкосов стабилизатора………………………………………………………………….
Покрыть оклеенные места светлым аэролаком………………………………..
Стенд № 12 (ф н г. 358)
Очистить пылесосом и продуть сжатым воздухом самолет и
винтомоторную группу……………………………………………………………………..
Поставить капот мотора………………………………………………………………..
Покрыть оклеенные места цветным аэролаком………………………… • ■
По трафарету написать номер машины…………………………………..
Стенд Л’і!4 (фиг. 359)
Смазать тавотом ленты-расчалки и шарниры рулей и элеронов
Закрепить в нейтральном положении элероны и рули……………………….
Закрыть машину чехлами перед выкатыванием ее на аэродром